Главная страница
Историческая справка
Тактико-технические характеристики АПЛ 627А
Экипаж подводной лодки
Фотоальбом
Литературная страница
Гостевая книга
Об авторах


Военно-морских ресурсов


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской 

Америки.



Атомная подводная лодка К-14
Историческая справка

Вторая серийная атомная подводная лодка (АПЛ, cубмарина, submarine) первого поколения проекта 627А (заводской № 281), тактический номер - К-14 (по классификации НАТО "November") была заложена на стапеле "Северного машиностроительного предприятия" г. Северодвинск 2 сентября 1958 г., спущена на воду 16 августа 1959 г., после проведения государственных ходовых испытаний сдана Военно-Морскому флоту 30 декабря 1959 г. и включена в состав Северного флота.

Атомная подводная лодка К-14 прослужила в строю Военно-Морского флота более 30 лет. Завершила она свою службу на Тихоокеанском флоте. Атомная подводная лодка К-14 была выведена из боевого состава ВМФ 19 апреля 1990 г. и передана на утилизацию.

Всего за время службы атомная подводная лодка К-14 совершила 14 дальних походов и боевых служб, а с момента постройки прошла 185831 миль за 22273 ходовых часов.

Первый командир атомной подводной лодки К-14 - капитан 2 ранга Марин Борис Кузмич, участник Великой отечественной войны.

Командир атомной подводной лодки К-14 капитан 2 ранга Марин Б.К. Первый командир атомной подводной лодки К-14 капитан 2 ранга Марин Борис Кузмич

Первый командир электромеханической боевой части атомной подводной лодки К-14 - капитан 3 ранга Михеев Александр Николаевич.

Атомная подводная лодка К-14 внесла большой вклад в начало интенсивного освоения создававшегося атомного подводного флота нашей страны, не смотря на значительные объективные трудности эксплуатации ядерных энергетических установок атомных подводных лодок первого поколения, особенно в первые годы.

Подводная лодка К-14 стала первой атомной подводной лодкой, вышедшей на боевую службу в Атлантический океан в 1960 г. под руководством ее первого командира капитана 2 ранга Марина Б.К. в период проведения учений "Метеор" в Бискайском заливе.

Подводная лодка К-14 под командованием капитана 2 ранга Марина Б.К. стала первой атомной подводной лодкой, удостоенной в 1960 г. приза главнокомандующего Военно-Морским флотом за стрельбу четырьмя торпедами.

Шли годы, люди на атомной подводной лодке менялись, но традиции безаварийного плавания, заложенные первым командиром Б.К. Мариным, первым командиром БЧ-5 А.Н.Михеевым передавались из поколения в поколение членами экипажа атомной подводной лодки К-14, их соратниками и учениками.

На АПЛ К-14 в 1961 г. (25.06.1961 - 15.07.1961) была выполнена первая опытная перерезарядка активных зон ядерных реакторов силами Военно-Морского Флота c участием личного состава атомной подводной лодки непосредственно в пункте базирования в губе Малая Лопаткина. Была отработана организация обеспечения ядерной и радиационной безопасности при перезарядке активных зон ядерных реакторов атомных подводных лодок непосредственно в пункте базирования. Перезарядку выполняла ПТБ пр. 326 (ПМ-124) береговой технической базы Северного Флота (569 БТБ СФ) г. Андреева. (главный инженер БТБ Костылев В.Б., руководитель перезарядки Ганзицкий К.С., ведущий физик Силинский С.М., командир БЧ-5 ПМ-124 Кот В.В.). Впоследствии это стало обычной плановой работой, но вначале 60-х годов это был первый уверенный шаг к освоению технологии перегрузок активных зон ядерных реакторов в пункте базирования. И выполнение этой задачи экипаж обеспечил успешно.

В сентябре 1966 г. атомная подводная лодка К-14 самостоятельно совершила подо льдами Арктики трансарктический подледный переход с Северного на Тихоокеанский флот. Подводной лодкой в то время командовал капитан 1 ранга Голубев Д.Н., один из первых офицеров атомного подводного флота, руководителем перехода был командир 3 дивизии 1 флотилии атомных подводных лодок Северного Флота капитан 1 ранга Игнатов Н.К.

Хотя этот маршрут был успешно освоен еще в сентябре 1963 года с разницой в десять дней атомными подводными лодками К-115 проекта 627А (командир капитан 2 ранга Дубяга И.Р., командир БЧ-5 капитан 3 ранга Гапешко Б.С., руководитель перехода В.Г. Кичев) и К-178 проекта 658 (командир капитан 1 ранга Михайловский А.П., командир БЧ-5 капитан 2 ранга Бисовка Н.З.) для личного состава атомной подводной лодки К-14 трансполярный переход стал серьезным экзаменом.

В целом подледное плавание прошло без существенных отклонений от штатных условий, что подтвердило правильность предварительных расчетов, надежность техники и высокую профессиональную подготовленность экипажа атомной подводной лодки К-14. Во время выполнения задачи атомная подводная лодка К-14 неоднократно всплывала по маршруту перехода, в том числе в районе Северного полюса для работы с советской научной дрейфующей полярной станцией "Северный полюс-15ф". Также была оказана квалифицированная хирургическая помощь одному из полярников дрейфующей станции начальником медицинской службы подводной лодки капитаном медицинской службы Сапожниковым А.В. Во время подледного перехода капитан медицинской службы Сапожников А.В. произвел операцию по поводу аппендицита матросу Томаришину А.П.

За время перехода К-14 прошла путь в 2870 миль, из них свыше 2000 миль подо льдом. Под водой подводная лодка находилась в общей сложности 344 часа, в том числе под ледовым покровом Арктики 225 часов. Атомная подводная лодка К-14 продолжила службу в составе Тихоокеанского флота.

Все члены экипажа атомной подводной лодки, участвовавшие в переходе, были награждены орденами и медалями СССР. Командир атомной подводной лодки К-14 капитан 1 ранга Голубев Д.Н. и руководитель перехода командир 3 дивизии 1 флотилии атомных подводных лодок капитан 1 ранга Игнатов Н.К. были удостоены звания Героя Советского Союза.

Командир первого дивизиона АПЛ К-14 Спиридонов О.А. впоследствии вновь осуществил переход с Северного на Тихоокеанский флот, но уже южным путем через три океана вокруг Африки на АПЛ проекта 671 (К-314, командир Гонтарев В.П.) . Таким образом капитан 1 ранга Спиридонов О.А. дважды прошел на атомных подводных лодках с Северного на Тихоокеанский флот и замкнул полный виток атомной подводной кругосветки.

Штурман, затем старший помощник командира АПЛ К-14 контр-адмирал Ерофеев О.А., будучи командиром 45 дивизии атомных подводных лодок, в 1982 г. был руководителем перехода одной из АПЛ впервые осуществленного с Тихоокеанского флота на Северный флот. В последствии адмирал Ерофеев О.А. в 1992-1999 гг. командовал Северным Флотом.

Атомная подводная лодка К-14 прошла славный путь, вписав яркую страницу в историю Военно-морского Флота нашей страны.

Вклад экипажа (офицеров, мичманов, старшин и матросов всех поколений службы) атомной подводной лодки К-14, как и других атомных подводных лодок первого поколения, в освоение и становление атомного подводного флота нашей страны неоценим.



Rambler's Top100 The List of Russian Web Servers WebList.Ru


Hosted by uCoz